Славим тебя,русский язхык!

МКОУ «Революционная ООШ»

Ко Дню школьных библиотек

Турнир знатоков русского языка

для учащихся 6 – 7класса

Подготовили и провели:

библиотекарь Карцева Е.А.

учитель русского языка и литературы Тишина О.Н.

Октябрь 2013 года

Славим тебя, русский язык!

Мероприятие проведено в рамках предметной

Недели русского языка и литературы

Оформление мероприятия:

1. Плакаты с высказываниями о русском языке:

· «...Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками...» И.С.Тургенев

· «Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук, то и подарок: «всё зернисто, крупно, как сам жемчуг...»

Н.В.Гоголь

· «Богатство языка есть богатство мыслей».

Н.В.Карамзин

· «...Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей».

М.Горький

· «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

К.Г.Паустовский

· «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей».

М.Горький

2. Плакаты с пословицами и поговорками: Слово пуще стрелы разит. Слово горы ворочает. От доброго слова язык не отсохнет. Ласковым словом и камень растопишь. Не бросай слов на ветер. Что написано пером, не вырубишь топором. Пустые речи и слушать неча.

3. Выставка книг о языке «Народа русского язык прекрасный».

Цитаты к выставке:

- «Я люблю свой родной язык!

Он подобен правде самой» (А.Яшин)

- «...Великий, правдивый и свободный русский язык!»

- «И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!» (Анна Ахматова)

4. Кроссворд по русскому языку.

5. Задания на переносных досках и т.д.

Для проведения турнира выбираются две команды. Ответы оцениваются по 5-ти бальной системе.

Вступительное слово библиотекаря: 2007 год объявлен Годом русского языка. В мире огромное количество разнообразных памятников. А слышали ли вы о памятнике русскому языку? В мае 2007 года в Белгороде состоялась конференция писателей, посвящённая Году русского языка. В рамках этой конференции был открыт памятник русскому языку. Памятник представляет из себя Библию с высыпающимися из неё буквами.

Кстати, буквам в нашей стране тоже ставят памятники. В Ульяновске существует памятник букве ё. Идея установить памятник букве ё в Ульяновске возникла в 1997 году, когда ульяновские историки провели празднование 200-летия появления литеры «ё» в печати. В ноябре 1783 года на заседании Академии словесности прозвучала идея ввести письменный эквивалент звуку «ё», т.к. звук существовал, а буква для него – нет. Автором идеи была директор Петербургской академии наук княгиня Екатерина Дашкова, которая внесла предложение использовать буквенное сочетание «ио» в некоторых словах. В качестве примера было приведено слово «иолка».

Это не единственный в стране памятник букве. Например, в Новосибирске есть памятник букве А, в Екатеринбурге - букве Ы, в Петрозаводске - букве Т...

Анна Ахматова написала в своём стихотворении: «И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово». Давайте же будем следовать этому её пожеланию.

Послушайте стихотворение В. Шефнера «Слова»:

Много слов на земле.

Есть слова – словно раны

Слова – словно суд, -

С ними в плен не сдаются

И в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу –

Как знамёна в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит – я не верю тому,

Позабудет о них он в огне и дыму.

Пусть разменной монетой не служат они, -

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту –

Береги изначальную их чистоту.

Когда радость – как буря, иль горе – как ночь,

Только эти слова тебе могут помочь!

Команды выполняют разные задания, связанные со знанием русского языка:

Работа со словарём, чтение сценки по лицам, задания письменные, загадки, шуточные вопросы, разгадывание кроссворда.

Разминка команд.

Библиотекарь (обращается к первой команде): В «Энциклопедическом словаре юного филолога» так говорится о слове: Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чём - то говорить и даже думать, надо его как – то называть, именовать. Самые простые слова – имена того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: «это кошка», «это куст», «это снег». Такими словами – этикетками как бы увешано всё вокруг нас. И «приклеены» они так накрепко, что кажутся нам уже частью самого мира...

Есть два типа слов. Первые называют мир, они – этикетки – имена. В них хранятся знания языка о мире. Вторые несут в себе знания не столько о мире, сколько о языке: как с ним управляться, чтобы говорить. Это слова – организаторы. С их помощью говорящий из разрозненных знаний о мире организует свою связную речь.

Вопрос: Какие слова являются организаторами связной речи? Без них не будет связи слов в предложении (ответ: это служебные части речи: предлоги, союзы, частицы).

Библиотекарь (обращается ко второй команде): Заспорили ребята. Сергей говорит: - Трудно тебя понять, Игорь! Мы вчера с тобой говорили по телефону, так я почти ничего не понял: говоришь, как тот Саша, у которого во рту каша!

Обиделся Игорь:

- Зато я пишу грамотно, ошибок почти не делаю. А письменная речь важнее: что написано пером, того не вырубишь топором. Ну а устная речь - что? Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь!

Вопрос: Как вы думаете, кто прав? Какая речь важнее: устная или письменная? Почему вы так считаете? (ответ: важнее, конечно, устная речь: сначала люди пользовались только ею. И теперь мы говорим и слушаем больше, чем, читаем и пишем. Сначала учимся говорить, а потом читать. Однако, грамотным, культурным мы признаём того человека, который не только правильно и выразительно говорит, но и красиво, без ошибок пишет).

Задания командам:

1. Работа со словарём.

Прочитать сценку по лицам. По толковому словарю найти объяснение непонятных слов. От команды – 3 человека (по количеству персонажей).

1-ая команда: СЦЕНКА в 3-х лицах. Отрывок из комедии Д. Фонвизина «Недоросль».

1. Правдин (взяв книгу): Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

2. Митрофан: Много. Существительна да прилагательна...

1. Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

2. Митрофан: Дверь, котора дверь?

1. Правдин: Вот эта.

2. Митрофан: Эта? Прилагательна.

1. Правдин: Почему же?

2. Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана неделю дверь стоит, ещё не повешена: так та покамест существительна.

3. Стародум: Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

1. Митрофан: И ведомо.

Сценка для 2 команды: СЦЕНКА в 3 лицах «Скажи-ка, дядя...»

1. Мальчик (высокомерно): Когда я, Том Сойер, беру слово, оно означает как раз то, что я хочу: не больше и не меньше.

2. Девочка 1: Уважаемый Том Сойер! Если Вы так хорошо разбираетесь в значениях слов, не хотите ли поучаствовать в игре? Мы сейчас проведём конкурс под названием «Скажи-ка, дядя...». Пеппи прочитает стихотворение, а вы объясните нам все непонятные слова.

1. Мальчик (самодовольно): Для меня это пара пустяков.

2. Девочка 2 (читает отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»):

Прилёг вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус

1. Мальчик: Что же, хватит для начала. Здесь трудных слов достаточно.

2. Девочка 1: Хорошо. Что такое «лафет»?

1. Мальчик: «Лафет» - от слова «лафа». Очень приятная, понимаете ли, вещь. Мягкая, уютная.

2. Девочка 1: Вы уверены?

1. Мальчик: Но вы же сами слышали: «Прилёг вздремнуть я у лафета...» Значит, там тепло, удобно, мягко.

2. Девочки: А что такое, по- вашему, «бивак»?

1. Мальчик: Очень просто: «бивак» - от слова бить. Это место, где все дерутся.

2. Девочка 1:Так ли?

1. Мальчик: Но там же ясно сказано: «весь избитый». Как раз на «биваке».

2. Девочка 1: А что же в таком случае, называется словом «кивер»?

1. Мальчик (назидательно): Не «кивер», а «киви». Это такой фрукт или птица.

2. Девочка 1: Сами вы фрукт или птица. «Кивер» здесь ни при чём. И остальные слова, мне кажется, объяснены неправильно. Наверное, надо обратиться к словарю. Только к какому?

Задание командам: К какому словарю надо обратиться, чтобы узнать значения непонятных слов? (толковому)

1-й команде: найти по словарю значения слов «грамматика», «бивак» (зачитать)

2 – команде: найти по словарю значения слов «кивер», «лафет» (зачитать)

2.Задания на переносных досках: (по 1 человеку от команды)

1. Поставьте ударение в словах:

а) Повторим, алфавит, ворота, звонит

б) Добыча, документы, квартал, столяр

а) Мальчик пол...скал собаку. Огромные в...лы швыряли нашу лодку.

б) Все спустились с горы, а Витя всё сл...зал. Мама отв...рила дверь.

3. Слова – палиндромы. Они одинаково читаются и с начала, и с конца.

а) п - - - п (потоп)

д - - - д (доход)

к - - - к (казак)

б) ш - - - ш (шалаш)

з - - - з (заказ)

т - - - т (топот)

3. Шуточные вопросы:

1. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (бежать со всех ног)

2. В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (делать из мухи слова)

3. Есть ли ноги у газеты, книги, журнала? (есть, если их держать «вверх ногами»)

4. В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (знать как «дважды два»)

Какое языковое явление «спрятано» в вопросах – шутках?

Дайте правильные ответы на вопросы (слово имеет несколько значений):

1. Какой бор никогда не имеет листвы? (химический элемент; бурильный)

2. Какую строчку не может прочесть ни один учёный? (швейную)

3. Всякие ли предлог и наречие являются частями речи? (предлог, как повод к чему – либо, побуждение к действию; наречие – местный говор, диалект, язык какой – то группы населения (деревни, города)

4. Всякую ли точку нужно считать знаком препинания? (пример: торговая точка; поставить точку в каком – то деле)

5. Всякий ли пар способен подниматься кверху? (выражение «на всех парах» (очень быстро)

6. Всякие ли ноты предназначаются для музыкантов? (нота – письменное обращение правительства одного государства к другому)

7. Может ли коромысло летать? («дым коромыслом» - шум, гам, беспорядок; «разноцветное коромысло над рекой повисло»)

8. У каких башмаков не бывает каблуков? («башмак» на рельсы для торможения вагонов)

4. Отгадайте загадки:

Как называются слова – близнецы в языке? (омонимы – пишутся и звучат одинаково, но имеют разное значение)

1.Я – всё то, что есть на свете,

Все народы на планете,

Мой омоним – враг войны,

Друг труда и тишины. (Мир)

2. В тетради я бываю

Косая и прямая;

В другом своём значении

Я планка для черчения,

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю. (Линейка)

3.Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня... (Прохлада)

Я антоним шума, стука,

4.Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь... (Тишина)

Анаграммы – загадки. Чтобы получилось новое слово при разгадывании анаграммы, нужно переставить буквы в словах. Добавлять или отбрасывать буквы не разрешается.

1.Я в пруду живу, жирею,

Переставьте буквы – вмиг

Превращусь я и в аллеи,

И в лужайки, и в цветник. (Карп - парк)

2. В океанах он живёт,

И мала ему река.

Буквы ставь наоборот –

Будет дёргаться щека. (Кит - тик)

3. По мне движется к сердцу кровь.

Меня ищут на сгибах руки.

Если ж буквы смешав,

Мы расставим их вновь,

То получим названье реки. (Вена - Нева)

5.Письменные задания. Почему эти строчки из школьных сочинений вызывают смех?

Запишите предложения правильно. 1 команде:

1. Вдали показалась стая уток и зайцев (Вдали показались зайцы и стая уток).

2. У щенка на макушке торчали уши и пушистый хвостик (У щенка пушистый хвостик, а на макушке торчат уши).

2-й команде:

1. В пустыне многие животные бросаются в спячку (В пустыне многие животные залегают в спячку).

2. Он стоял и лязгал глазами (Он стоял и сверкал глазами).

В этих предложениях нарушены правила сочетания слов.

6.Подобрать синонимы к словам: Для примера: старый – дряхлый.

1 команде: Большой – громадный; Быстрый – скорый; Горячий – жаркий; Знаменитый – известный; Неуклюжий – неповоротливый; Основной – главный; Правдивый – честный.

2 команде: Прочный – крепкий; Радостный – весёлый; Смелый – храбрый; Спелый – зрелый; Таинственный – загадочный; Полный – толстый; Смирный – спокойный.

7.Анаграммы – это слова, полученные от перестановки букв в исходном слове.

Пример: лапша – шпала. Каждая команда записывает по 4 слова. Даётся время (5 минут). За это время они должны получить ещё 4 слова.

1 команда: Актёр – катер; Крона – норка; Парк – карп; Ракета – карета.

2 команда: Сокол – колос; Сосна – насос; Топор – ропот; Тушка – шутка.

8. Устные задания. Раскройте смысл крылатых выражений: Рукой подать (близко). В час по чайной ложке (медленно). Морочить голову (обманывать). Во весь дух (быстро). Засучив рукава (хорошо работать). Спустя рукава (плохо работать). Прикусить язык (замолчать). Ни пуха ни пера (пожелать удачи).

Скажите одним словом – существительным. Например, храбрый человек (храбрец). Добрый человек (добряк). Болтливый человек (болтун). Ленивый человек (лентяй). Мудрый человек (мудрец). Богатый человек (богач). Грубый человек (грубиян). Сильный человек (силач). Весёлый человек (весельчак)

Какими частями речи являются слова:

1 команде:

1. Два – числительное

2. Двойка – существительное

3. Вдвоём – наречие

4. Двоякий - прилагательное

2 команде:

1. Двойной – прилагательное

2. Удвоить – глагол

3. Двое – числительное

4. Дважды – наречие

Произнеси слово во множительном числе: Плот – плоты; Крот – кроты; Кот – коты; Рот – рты; Любитель – любители; Учитель – учителя; Дуга – дуги; Рука – руки; Мука – нет множительного числа; Житель – жители; Грек – греки; Узбек – узбеки; Человек – люди; Метро – нет множительного числа.

Измени род существительных (с мужского на женский): Повар – повариха; Портной – портниха; Купец – купчиха; Храбрец – нет женского рода.

А теперь - женский род на мужской: Коза – козёл; Оса – нет мужского рода.

Поставьте имена существительные в родительный падеж и множественное число: Килограммы – килограммов; Помидоры – помидоров; Апельсины – апельсинов; Рельсы – рельсов; Чулки – чулок; Сапоги – сапог; Ботинки – ботинок; Валенки – валенок; Яблоки – яблок; Носки – носков; Места – мест; Окна – окон.

Образуйте существительные из прилагательных. Для примера, суровый – суровость. Новый – новость; Сосновый – сосна; Полный – полнота; Чёрный – чернота; Мёрзлый – мерзлота; Красный – краснота.

Образуйте существительное из глаголов. Для примера, знать – знание. 1 команде: Сиять – сияние; Гулять – гуляние; Палить – пальба. 2 команде: Молотить – молотьба; Хвалить – хвальба; Молить – мольба

Задание «Составить пословицы»: 1. Коса – камень (Нашла коса на камень). 2. Свет – тьма (Ученье – свет, а неученье – тьма). 3 Дружба – служба (Дружба дружбой, а служба службой). 4. Синица – журавль (Лучше синица в руках, чем журавль в небе). 5. Руки – скуки (Не сиди сложа руки, так не будет и скуки). 6. Труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит). 7. Дело – потеха (Делу время, потехе час). 8. Шило – мешок (Шила в мешке не утаишь)

Заключительная часть.

Библиотекарь:

Воспитанный человек выбросит из своего лексикона все плохие слова и почаще будет произносить слова добрые. Так скажите друг другу несколько добрых слов (здравствуйте, добрый день, пожалуйста, спасибо, будьте добры, будьте здоровы, будьте счастливы и др.)

Подведение итогов. Победившей команде присваивается звание «Знатоки русского языка».

Стихотворение В.Шефнера «Устная речь».

Это так, а не иначе

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.